Жалоба в Центробанк на действия банка – образец не только решительного, но и ответственного поведения потребителя финансовых услуг. Жалоба на действия банка в Центробанк подается в случаях возникновения проблем с финансовой организацией и неправомерного поведения с ее стороны. Как и кто может написать жалобу в Центробанк на действия банка?
Возможные причины для подачи жалобы
Согласно ст. 56 ФЗ «О Центробанке РФ», ЦБ является органом банковского регулирования и надзора, осуществляя постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями российского законодательства. ЦБ обеспечивает защиту интересов потребителей кредитно-финансовых услуг, потому любое нарушение их прав и интересов со стороны кредитных организаций, совмещенное с нарушением российского законодательства, может стать причиной для обращения с жалобой. Причиной такой претензии могут послужить:
- нарушения в области потребительского или ипотечного кредитования;
- нарушения в части выпуска дебетовых карт или работы банкоматов;
- низкое качество обслуживания;
- нарушения в области исполнительного производства и обращения взыскания на предметы залога;
- нарушения в области банковских переводов, сотрудничества с юридическими лицами;
- нарушения в области банковских гарантий, обменных операций и так далее.
На какие действия банка можно подать жалобу
Предметом жалобы в Центральный Банк РФ может быть любое неправомерное действие со стороны банков, кредитных союзов и кооперативов, микрофинансовых и коллекторских организаций, страховых компаний, ломбардов, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и иных некредитных участников финансового рынка.
Причиной жалобы могут быть в том числе следующие действия банка:
- одностороннее изменение условий кредитного договора;
- списание средств на погашение кредита без ведома клиента;
- навязывание иных услуг при подписании кредитного контракта;
- завышенные штрафы, пени и комиссии, скрытые проценты;
- неправомерная выдача кредита, например, по украденному паспорту;
- угрозы со стороны коллекторов;
- неправомерное блокирование пластиковой карты;
- отказ в выдаче займа или реструктуризации долга;
- неправдивая кредитная история;
- отказ в выдаче копии кредитного договора.
В каких случаях следует направлять жалобу в Центробанк
Надзорная функция Центробанка над всей банковской системой заключается в определении конкретных правил поведения, нормативов операций, правил организации контроля и в проверке соблюдения этих правил.
По факту рассмотрения жалоб от граждан, ЦБ проводит указанные проверки, а обнаружив нарушения, накладывает санкции – штрафы, запреты на проведение банком операций, отзывы лицензий.
Потому в любой конфликтной ситуации ищите пути ее решения непосредственно с руководством. И только если эти контакты не дают результата – обращайтесь в Центральный Банк.
Обратите внимание!
НЕ стоит писать жалобу в ЦБ, если:
- конфликт возник с конкретным сотрудником кредитной организации, а не в целом с банком;
- действия банка хоть и несправедливы, но законны;
- действия банка соответствуют содержанию заключенного договора;
- выявленное нарушение входит в компетенцию иных надзорных органов - ФАС, Генпрокуратуры - или является преступлением.
Как правильно составить жалобу
Претензия к коммерческим банкам подается в ЦБ в свободной форме. В обращении следует указать:
- полные реквизиты и наименование сторон;
- суть ситуации в хронологическом порядке;
- действия организации или сотрудника, которые, по мнению заявителя, неправомерны;
- нормы закона, которые нарушены;
- отвергнутое намерение решить конфликт с банком самостоятельно и предложенные пути его решения;
- требование проведения проверки по указанным фактам и сообщить о ее результатах на адрес заявителя;
- перечень документов, обосновывающих жалобу.
Обратите внимание!
Обращение составляется строго индивидуально, с учетом особенностей ситуации. При его составлении можно использовать пример жалобы, представленный ниже.
Образец жалобы в Центробанк
Скачать образец жалобы в центробанк (.docx) |
Способы подачи жалобы
Из разнообразия представленных в сети способов подачи обращения к Центральному Банку, наиболее эффективными представляются 2:
- Подача письменной претензии почтовым отправлением с описью вложений и уведомлением о получении на адрес главного офиса: 107016, ул. Неглинная, 12, Москва.
- Подача жалобы в электронной форме через интернет-приемную ЦБ. Ресурс гарантирует, что жалоба в электронной форме будет рассмотрена в том же порядке и сроке, что и поданная письменно.
При физическом нахождении в Москве письменное обращение также можно подать лично в офис банка или через уполномоченного представителя.
Сроки рассмотрения жалоб
Исходя из требований ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений…», как электронная, так и письменная жалобы должны быть рассмотрены Центральным Банком в месячный срок с момента регистрации в журнале входящей корреспонденции. Срок рассмотрения может быть продлен руководителем соответствующего департамента ЦБ еще на 30 дней, после чего заявителю должен быть направлен ответ - п. 4 ст. 10 закона).
Когда ЦБ не будет рассматривать жалобу
ЦБ обязан рассмотреть любую жалобу, поступившую на его адрес, если она касается деятельности кредитных организаций и иных некредитных представителей финансового рынка.
На практике, если жалоба касается условий, изменения, заключения или расторжения заключенного договора и не содержит указаний на конкретные факты нарушений законодательства со стороны кредитной организации, реакции не последует.
ЦБ отвечает стандартной фразой: “Регулятор не имеет права вмешиваться в операционную деятельность банка. Отношения носят гражданско-правовой характер, потому подлежит рассмотрение судебной инстанцией”.
Куда обратиться, если Центробанк не помог в решении проблемы
В зависимости от характера проблемы, эффективным может стать обращение в иные надзорные органы, например:
- в суд, если банки нарушают или не выполняют условия договора;
- в прокуратуру, если речь идет о совершении финансовых преступлений, а также в иных случаях, так как прокуратура – главный надзорный орган;
- в ФАС, если в результате своей деятельности банк необоснованно получил преимущество перед другими финучреждениями, а затем изменил условия кредитования;
- в Роспотренадзор, если банк нарушает права вкладчика как потребителя.