Если гражданин длительное время не отдает заем, кредитное учеждение имеет право обратиться к коллекторам. Коллекторская деятельность регламентирована Законом №230 "О коллекторах". Если в процессе взыскания долга сотрудники агентств выходят за рамки закона, они несут административную или уголовную ответственность. Куда жаловаться на коллекторов?
Куда жаловаться на коллекторов
На неправомерные действия коллекторов можно пожаловаться в следующие инстанции:
- ФССП РФ - на любые неправомерные действия взыскателей административного характера;
- НАПКА - на любые незаконные действия (аналогично ФССП РФ);
- Роспотребназор - если коллекторы или банковское учреждение нарушили права заемщика как потребителя;
- полиция - если поступают прямые угрозы от взыскателей;
- Центробанк РФ - при выявлений нарушениий, допущенных взыскателями в банковсокй сфере;
- Роскомнадзор - если коллекторы разглашают личные сведения заемщика;
- Финансовый омбудсмен - с целью досудебного урегулирования спора между банком и заемщиком;
- прокуратура - если ничего из перечисленного выше не помогло.
Законы, регламентирующие коллекторскую деятельность
Коллекторы – это специализированные организации, которые занимаются взысканием просроченных банковских кредитов. Эти компании сотрудничают с кредитными организациями в двух формах:
- на основании договора об оказании услуг. В данной ситуации долг все также принадлежит банку, а коллекторы выступают в качестве посредников для его истребования;
- на основании соглашения цессии. Коллекторы выкупают просроченную задолженность у кредитной организации.
Деятельность коллекторских агентств жестко регламентирована. Они обязаны руководствоваться следующими нормативными актами:
- Законом №230-ФЗ "О коллекторах";
- ГПК РФ;
- ст. 382 ГК РФ;
- Закон №229 "Об исполнительном производстве".
Какие действия коллекторов считаются правомерными
Взыскатели могут взаимодействовать с заемщиками следующим образом:
- Лично. Коллекторы вправе попросить встретиться с ними лично либо потребовать возврат займа в телефонном режиме.
- Через электронные каналы связи. Это могут быть смс-сообщения, голосовые послания или письма на е-майл.
- Письменные обращения. Это письма, которые коллекторы отправляют в почтовые ящики должников.
Обратите внимание!
Иные коммуникации коллекторов с должником допустимы лишь с письменного согласия последнего.
Что касается телефонных звонков от взыскателей, здесь есть жесткие рамки. Коллекторы не имеют права звонить человеку больше 1 раза в сутки в дневное время, 2-х раз в неделю и 8 раз за месяц.
В каких случаях можно подать жалобу на коллекторов
Жаловаться можно на любое нарушение закона со стороны коллекторов:
- ночные звонки;
- унижение человека;
- угрозы;
- причинение ущерба имуществу;
- распространение порочащих сведений;
- распространение информации о наличии долга третьим лицам.
Куда и как подать жалобу на коллекторов
Жалобу на коллекторское бюро можно подать в несколько инстанций. Адресат зависит от конкретных нарушений, допущенных взыскателями.
Жалоба в ФССП
Согласно Постановлению Правительства РФ №1402, судебные приставы ведут список организаций, осуществляющих работу по истребованию просроченных задолженностей. Служба судебных приставов РФ имеет полномочия контролировать деятельность коллекторских бюро.
Статья 18 Закона №230-ФЗ разрешает сотрудникам ФССП посетить офис фирмы с проверкой в случае поступления жалобы на противозаконные действия взыскателей. При выявлении нарушений составляется административный протокол и фирма получает штраф.
Образец жалобы в ФССП
Документ оформляется следующим образом:
- «Шапка». Указываются личные данные и сведения о подразделении ФССП РФ, в которое направляется обращение.
- Название документа - «Жалоба».
- Суть обращения. Излагаются все факты нарушения коллекторами закона со ссылками на подходящие нормативно – правовые акты. Озвучивается просьба к сотрудникам ФССП РФ провести проверку фирмы.
- В конце документа проставляется дата и подпись заявителя с расшифровкой.
Обратите внимание!
Обращение можно подать в отделение судебных приставов лично, заказным письмом либо электронной формой, написав обращение на официальном сайте ФССП РФ.
Жалоба в НАПКА
НАПКА – это некоммерческая организация коллекторов, СРО. Главная цель деятельности – построение цивилизованной системы взыскания просроченных задолженностей.
Образец жалобы в НАПКА
Жалоба в НАПКА может быть подана через официальный веб-ресурс организации. Заявителю нужно заполнить поля предложенной формы и прикрепить документы, подтверждающие правоту. Затем следует нажать кнопку «Отправить».
Через 5-7 дней на е-майл заявителя придет ответное письмо с результатами проведённой проверки. Если доводы подтвердятся, коллекторское бюро ждут картельные санкции: от требования устранить нарушения до исключения организации из НАПКА.
Подача жалобы в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор - государственная инстанция, главная цель – защита нарушенных прав потребителей. Этот орган может оказать помощь в борьбе с коллекторами. Роспотребнадзор вправе сделать следующее:
- привлечь банк к административной ответственности за нарушение условий кредитного соглашения, если в документе не было пункта, разрешающего передачу долга третьим лицам – коллекторам;
- оказать правовую помощь при оформлении искового заявления в суд на коллекторов или банк.
Образец жалобы в Роспортебнадзор
Документ можно принести в канцелярию учреждения лично, выслать по почте или оформить на официальном сайте Роспотребнадзора.
Если заявитель решил написать жалобу на бумажном носителе, в нее включаются следующие сведения:
- полное название территориального отделения Роспотребнадзора;
- личные сведения заявителя;
- описание проблемы;
- требования;
- информация о коллекторском агентстве и ФИО конкретных сотрудников, которые портя вам жизнь;
- ссылки на подходящие законы;
- дата и подпись.
Главный минус обращения в Роспотребнадзор - долгое ожидание. Придется ждать ответ около 30 дней.
Чем поможет полиция
Обращение с заявлением на коллекторов в правоохранительные органы актуально в случаях, когда заемщику угрожают: взыскатели обещают убить, сжечь машину или причинить вред членам семьи. Перед посещением отделения полиции нужно собрать доказательства преступной деятельности взыскателей. Это могут быть:
- распечатки СМС-сообщений;
- скрины электронных писем;
- видеозаписи;
- телефонные переговоры с угрозами, записанные на диктофон.
Обращение в полицию можно подать устно или письменно. В пером случае сотрудник сотсавит протокол, который нужно перечитать и подписать. Но лучше заранее подготовить письменную жалобу на взыскателей и уже готовый документ отдать в участок. Взамен полицейские обязаны выдать талон-уведомление, который следует сохранить. Если факт преступления подтвердится, виновных привлекут к ответственности.
Когда можно жаловаться в Центральный Банк
Обращение в ЦБ РФ — эффективный метод борьбы с коллекторами. Но ЦБ РФ контролирует соблюдение законодательства лишь в банковской сфере. На другие области его полномочия не распространяются. Поэтому в жалобе следует описать только такие нарушения, которые допустили коллекторы относительно банковского законодательства или сам банк.
Жалоба в Роскомнадзор
Роскомнадзор – это госорган, который осуществляет охрану личных сведений граждан. Поэтому целесообразно жаловаться в эту организацию в случае, если коллекторы раздают телефон заемщика третьим лицам, терроризируют родственников, звонят на работу.
Обратите внимание!
Роскомнадзор имеет право привлечь коллекторов к ответственности по следующим статьям:
- ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение законодательства о персональных данных";
- ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни.
Чтобы подать обращение, нужно зайти на официальный сайт Роскомнадзора. Там есть специальная форма для жалоб. После заполнения полей следует приложить сканы документов, подтверждающих правоту заемщика. Ответа на обращение придется ждать месяц.
Помощь Финансового омбудсмена
Финансовый омбудсмен – это посредник между банком и клиентом, который пытается примирить стороны, не доводя дело до суда.
Обратите внимание!
Процедура примирения бесплатна. Однако ее возможно осуществить лишь в том случае, если кредитная организация оформила с коллекторами агентский договор, а не продала долг.
Подать обращение финансовому омбудсмену можно по почте или электронно на официальном сайте организации. Если заемщик живёт в Москве, он может посетить офис лично. Срок рассмотрения жалобы составляет 1-3 месяца.
Жалоба в прокуратуру
Это конечная инстанция куда обращаются в случае, если другие способы борьбы с коллекторами не сработали. У сотрудников прокуратуры больше полномочий, чем у полиции, Роспотребнадзора или ФССП РФ.
Жалоба на коллекторов: образец
Заявление на коллекторов в прокуратуру должно содержать:
- личные сведения заявителя;
- факты нарушения прав;
- ссылки на подходящие нормативно-правовые акты;
- просьбу разобраться в ситуации, провести проверку и уведомить о ее результатах;
- список документов, подтверждающих слова заяаителя;
- дату и подпись.