Статья 129 ГПК РФ «Отмена судебного приказа» позволяет аннулировать это судебное решение без доказательств, на основании возражений по его исполнению. Это дает возможности ответчикам и упрощает защиту его прав в случае вынесения несправедливых решений. Как обжаловать судебный приказ? Возможно ли обжалование судебного приказа, вступившего в законную силу, и что делать сторонам спора после его отмены?

Что такое судебный приказ

Как утверждает ст. 121 ГПК, судебным приказом является единоличное судейское постановление, вынесенное на основании заявления потенциального взыскателя по требованиям о взыскании финансовых средств или об истребовании имущества при условии, что совокупный объем требований не превышает полумиллиона рублей.

Обратите внимание!

СП одновременно выполняет функцию исполнительного документа, потому сразу после его вынесения может быть направлен в районный ОСП для исполнения.

Приказное производство является упрощенной формой судебного процесса. Согласно ст. 126 ГПК, судья выносит его по просьбе заинтересованного лица в 5-дневный срок с момента поступления в суд заявления. Для его вынесения вызов и участие сторон спора в процесс, как и заслушивание их объяснений, не требуется. Решение принимается на основании поданных взыскателем документов.

СП выносится по перечню имущественных требований. Конкретный перечень таких требований определен содержанием ст. 122 ГПК.

Можно ли отменить приказ, обжалование судебного приказа

Так как приказное производство является упрощенным порядком вынесения судебных постановлений, процедура их оспаривания также происходит в упрощенном порядке. Законодательство вообще не предусматривает возможности оспаривания такого судебного акта в классическом понимании. По существующим правилам суд сразу отменяет СП, как только у него появятся основания полагать, что должник отказывается добровольно исполнять заявленные требования и намерен их оспорить.

Отмена судебного приказа (статья 129 ГПК РФ)

По статье 129 ГПК, для отмены СП судье достаточно предоставить в письменном виде возражения должника по поводу исполнения требований, указанных в исполнительном документе.

При этом каких-либо доказательств правоты должника или незаконности/преувеличенности/необоснованности требований взыскателя закон не требует. Достаточно в письменной форме выразить свое несогласие исполнять обязательство, и на его основании судья обязан отменить ранее вынесенное постановление.

Срок обжалования судебного приказа

При вынесении СП, руководствуясь ст. 128 ГПК, судья обязан направить его копию ответчику-должнику. С момента ее получения у последнего есть 10 дней для направления судье возражения, после чего решение будет отменено. Если эти сроки истекут, СП вступит в силу, а взыскателю будет выдан второй экземпляр исполнительного документа для принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Срок на обжалование начинает истекать не с фактического момента ознакомления лица с приказом, а с момента его получения.

СП считается полученным даже когда по зависящим от получателя причинам он получен не был: отказ от получения, отсутствие реакции на сообщение с почты. Судебные органы считают отправление полученным в том числе в случаях, когда должник зарегистрирован по конкретному адресу, но не проживает там.

Порядок отмены вступившего в силу судебного приказа

По истечении сроков на обжалование, вступивший в силу СП выдается взыскателю, а тот передает его на исполнение приставам. На этом этапе исполнения многие должники и узнают о судебных решениях. Если до этого момента должник по факту не получал приказа, он еще может его отменить.

Для этого вместе с возражением подается заявление о восстановлении процессуальных сроков по ст. 112 ГПК. В качестве уважительной причины указывается фактическое неполучение СП и этого достаточно для удовлетворения жалобы и отмены исполнительного документа. В том числе и в случаях, если исполнительное производство уже началось.

Как узнать, отменили ли судебный приказ

Закон обязывает судей уведомлять стороны об отмене СП. По факту его аннулирования выносится определение. В 2-дневный срок с момента его вынесения копии документа рассылаются сторонам.

Если в разумные сроки определение не получено, рекомендуется обратиться в суд, в том числе по телефону.

Что делать взыскателю и должнику при отмене приказа

Отмена СП не лишает взыскателя права на подачу иска с теми же требованиями. После отмены решения, в своем определении суд должен разъяснить ему его право рассмотреть спор в полноценном судебном процессе.

Потому следующие действия взыскателя – это подготовка и подача искового заявления с теми же требованиями. Порядок действий должника аналогичен – подготовка к судебному разбирательству.

Возврат госпошлины при отмене судебного приказа

При подаче заявлений о выдаче СП по имущественным требованиям, взыскатели платят госпошлину. Ее размер составляет 50% от сумм, установленных для исков имущественного характера в исковом производстве - п. 1 ст. 333.19 НК.

Обратите внимание!

В случае отмены СП, это не является основанием для возврата госпошлины. Однако, эти, как и иные судебные издержки, которые понес взыскатель-истец, он может попросить суд возложить на сторону ответчика уже в исковом производстве.